"Карелия", 27 ноября 2001 г.
Немногим известно, что остров Валаам, прозванный в народе святым, находится в районе разлома земной коры. Подобные территории в ученом мире именуют геопатогенными зонами. В таких местах зачастую происходят странные природные явления. Так, на Валааме собраны многочисленны свидетельства жителей острова о том, что иногда (обычно осенью) им слышится подземный гул. А к юго-западу и северо-востоку от острова периодически наблюдаются необъяснимые, не связанные с ветром возмущения вод. Не случаен интерес к этим явлениям ученых-геофизиков, организовавших летом 2001 года экспедицию в район загадочных валаамских возмущений.
Тридцать три специалиста из Москвы, Санкт-Петербурга, Апатит и Петрозаводска в течение месяца проводили тут свои наблюдения. Они, например, фиксировали изменения сейсмических и электромагнитных полей. Удалось выявить связь этих изменений с июльским землетрясением в Афганистане. Однако пресловутого гула валаамских недр ученым услышать так и не довелось. Теперь на острове хотят разместить сейсмическую станцию, разумеется, не только для того, чтобы с ее помощью попытаться разгадать валаамские загадки, но и с целью изучения тектонической (обусловленной движением земной коры) активности Ладожско-Ботнической сейсмогенной зоны. Исследование архивов Валаамского монастыря позволяет говорить примерно о двухстах сейсмических явлениях только в начале двадцатого столетия, которые могут иметь тектоническую природу.
Исследованиями сейсмических явлений в республике занимаются ученые лаборатории геофизики Института геологии Карельского научного центра РАН. Руководит лабораторией геофизики доктор геолого-минералогических наук Николай Шаров. Николай Владимирович говорит о том, что сейсмическая активность российской части Фенноскандинавского щита изучена весьма слабо. На территории Карелии еще два года назад не было ни одной сейсмической станции (раньше полагали, что нет смысла изучать малоактивные с сейсмической точки зрения зоны). В то же время плотная сеть финских станций, в том числе вдоль российско-финской границы, фиксировала все сейсмические события Карельского и Санкт-Петербургского регионов. Благодаря этому финны, например, были прекрасно осведомлены не только о тектонических процессах в земной коре Восточной Фенноскандии, но и о взрывах в наших горнорудных карьерах.
И вот процесс создания сейсмических станций на нашей территории начался. С октября 1999 года действует сейсмостанция на окраине Петрозаводска (в районе Ботанического сада). Следующий этап – создание подобных станций на Валааме, в Сортавале, Костомукше и Кеми. Они будут как бы дополнять собой сеть сейсмических станций Норвегии, Швеции и Финляндии. Информация, полученная у нас, будет использоваться в совместной работе. Главной целью проекта, по словам Николая Шарова, является проведение комплекса сейсмических наблюдений в восточной части Фенноскандинавского щита, изучение на их основе глубинного строения и современной активности литосферы (твердой оболочки земли).
К слову, карта сейсмического районирования России относит территорию Карелии к весьма спокойным зонам, где с вероятностью раз в 5 тысяч лет могут происходить пяти-семибалльные землетрясения. При этом Центральная Карелия, где толщина земной коры достигает рекордных для Европы значений (примерно 60 километров!), отличается наибольшей незыблемостью тверди. Однако сказать, что нас совершенно не трясет, нельзя. В 1999 году были проведены крупные международные геофизические исследования по изучению глубинного строения земной оболочки в районе Финляндии и Южной Карелии. На площади 500 на 500 километров была развернута временная сеть из 140 сейсмических станций (15 станций располагались на российской территории). За время проведения эксперимента удалось зафиксировать 700 удаленных землетрясений, 580 взрывов в карьерах и 75 мелких тектонических встрясок щита Фенноскандии. Впрочем, следует признать, что встряски касались в основном наших западных соседей, а не нас.
Николай Шаров раскрывает и план создания в Карелии так называемой магнитовариационной станции, фиксирующей изменения геомагнитного поля. (К слову, геофизики откровенно смеются над геомагнитными прогнозами доктора Хаснулина. Тот якобы предсказывает неблагоприятные для людей с точки зрения геомагнетизма дни и по радио дурачит своими прогнозами всю страну. Дело в том, что долгосрочный прогноз земных магнитных возмущений, происходящих от солнечных вспышек, невозможен. Ну не может некий доктор Хаснулин диктовать солнцу, когда тому посылать к земле свои протуберанцы.) Магнитовариационные исследования уже проводятся на Шпицбергене, в Мурманске, Архангельске. Следующая точка изучения магнитных возмущений – Петрозаводск. Проводить такие наблюдения, по мнению доктора Шарова, очень важно. Ведь магнитные бури, по его словам, влияют не только на самочувствие метеопатичных натур, но и на изменение настроения погоды, а также, возможно, и на процессы в земной коре. Почему бы, например, не предположить, что земля Валаама начинает «звучать» под влиянием неких геомагнитных посылок с неба?
Сергей Хохлов