Дорогой горных промыслов

"Вести Карелия" от 10 апреля 2014 г.

Карелию и Финляндию связал новый туристический путь

В 1580 году шведскому королю Юхану III были доставлены карельские гранаты, которые скандинавы приняли за более дорогие рубины. Самоцветы настолько поразили монарха, что он отправил в Северное Приладожье военную экспедицию, которой было поручено начать добычу драгоценных камней. Говорят, гранаты из окрестностей канувшей в Лету деревушки Кителя до сих пор украшают шведскую корону, а заброшенные копи в Питкярантском районе по-прежнему влекут любителей сокровищ.
«Это самый старый карьер на территории Северного Приладожья. Гранаты здесь добывали подземным способом. Эти штольни сохранились, хотя сейчас они завалены и не доступны для туристов. Но там есть места, куда можно легко добраться от дороги, и поэтому гранаты добывают и по сей день. Для этого нужно лишь взять с собой молоток, зубило и мешок», - утверждает известный приладожский краевед Игорь Борисов.

Шеков В.А
Шеков В.А
Геологические достопримечательности как рыночный товар

Заброшенные гранатовые копи в Кителя – это лишь один из объектов нового международного туристического маршрута «Дорога горных промыслов», который связал Петрозаводск с горой Пуйо в финском городе Куопио. Маршрут был создан карельскими и финскими геологами, историками и представителями туристического бизнеса в рамках проекта «Mining Road», который реализуется с 2012 года при финансовой поддержке программы приграничного сотрудничества ЕС и России.
«Главная цель нашего проекта заключается в продвижении геологических достопримечательностей Карелии и приграничных районов Финляндии на туристический рынок, - рассказывает координатор проекта, заместитель директора по научной работе Института геологии Карельского научного центра РАН Виталий Шеков. - Мы постарались описать все привлекательные объекты горных промыслов, которые находятся вблизи дороги от Петрозаводска до Куопио. К этой работе мы привлекли и школьников, организовав две экспедиции с их участием к руинам Тулмозерского чугунолитейного завода. В этом году будет третья, и, как мне рассказали в республиканском министерстве образования, желающие уже звонят и просят включить их в состав экспедиции. С помощью Национального музея Карелии мы создали экспозицию в этнокультурном центре в Пряже, и в этом году мы планируем вовлечь руины Тулмозерского завода в туристический оборот. Мы расчистили их от кустарника и деревьев и прокладываем к руинам туристические тропы. У нас работает целая бригада из местных жителей, и мы рассчитываем на то, что они и дальше будут трудиться в рудном парке «Тулмозерье», который предполагается создать вблизи Колатсельги».

Щипцов В.В.
Щипцов В.В.
По словам директора Института геологии Владимира Щипцова, привлекательными для туристов могут быть не только знаменитый Рускеальский мраморный каньон, руины Тулмозерского завода и гранатовые копи в Кителя, но и образовавшееся на месте метеоритного кратера озеро Янисъярви, расположенные в его окрестностях старые доломитовые карьеры, насчитывающий более чем полуторавековую историю Вяртсильский металлургический завод, единственное в европейской части России Кительское месторождение олова, Питкярантские рудники, а также выходы гранитов-рапакиви и другие обнажения коренных горных пород. Правда, в отличие от финских объектов нового международного маршрута карельские памятники геологии и горных промыслов остро нуждаются в инфраструктурном обустройстве, за исключением, пожалуй, мраморных ломок в Рускеале, где уже почти десять лет открыт горный парк, ежегодно привлекающий более 70 тысяч туристов.

«Геологический туризм не должен быть диким, - считает Владимир Щипцов. – Человек должен подъехать к туристическому объекту, получить какую-то информацию и иметь возможность выпить там кофе. Загаженное место никому не интересно. Но когда ты отправляешься к геологическому памятнику, а там есть площадка, чтобы поставить машину, отдохнуть или даже переночевать, тогда такой объект вполне может бороться за туристов».

В расчете на частных инвесторов

По большому счету, горный парк «Рускеала» - это пока единственный карельский объект «Дороги горных промыслов», способный конкурировать с аналогичными объектами в Финляндии – Музеем горного дела в Оутокумпу, бывшим молибденовым рудником в Мятясваара или деревней Мехке. Создание в Мраморном каньоне новых маршрутов, в том числе – подземного, а в будущем – возможно, и подводного, развитие вокруг старых каменоломней туристической инфраструктуры позволило владельцам горного парка превратить его в одну из самых популярных достопримечательностей республики. Однако все это – результат собственных инвестиций компании «Колмас Карелия», которая не побоялась в середине «нулевых» пойти на финансовый риск.

Интересно, что в соседних районах Финляндии такие риски берут на себя муниципалитеты и само государство. Музей горного дела в городе Оутокумпу был открыт еще в 1982 году, а впоследствии реконструирован на средства Евросоюза. Однако финансируют работу музея, который превратился теперь в одно из популярных мест отдыха с подземными выставочными залами, детскими площадками и ресторанами, городские власти. Туристические тропы в окрестностях горы Пуйо в Куопио также создавались муниципалитетом и принадлежат городу.
«Мы проводим экскурсии на геологических маршрутах, но для нас это не является бизнесом. Доходы от геологического туризма получает городской бюджет», - отмечает представитель Геологической службы Финляндии из Куопио Яри Ненонен.
Рассчитывать на то, что обустройством геологических маршрутов в Карелии займутся районные или даже республиканские власти не приходится – карельские чиновники готовы лишь отправиться с подготовленной на местах проектно-сметной документацией в Москву, чтобы попытаться получить финансирование из федеральных целевых программ. Поэтому, как признается депутат Пряжинского районного совета Виктор Ефремов, создание на руинах Тулмозерского завода рудного парка в районе связывают, прежде всего, с частными инвестициями.

«Мы рассматриваем рудный парк «Тулмозерье» как инвестиционный проект. Если у кого-то есть желание по примеру Рускеального горного парка взять эту территорию в аренду и строить на ней свой бизнес, то мы будем это только приветствовать», - говорит заместитель директора по научной работе Института геологии Виталий Шеков. Однако пока такой инвестор в Пряжинском районе не появился, и поэтому обустраивать территорию бывшего Тулмозерского завода карельские ученые и музейщики начали на средства проекта «Дорога горных промыслов».

Как ожидается, туристические автобусы смогут подъезжать к заводским руинам уже в августе нынешнего года.

Валерий Поташов
Сортавала-Петрозаводск

Последние изменения: 11 декабря 2017