24 июня 2021
В результате продолжительной и плодотворной работы международного коллектива исследователей (Шотландия, Эстония, Норвегия, Габон, Великобритания), а также ученых Института геологии КарНЦ РАН (Дейнес Ю.Е., Ромашкин А.Е., Рычанчик Д.В., Медведев П.В.) в журнале Journal Geological Society of London появилась статья, затрагивающая проблему величайшего события в рамках истории Земли.

DOI: 10.6084/m9.figshare.c.5471815.v1
«Это заняло много времени, но теперь наши знания будут доступны научному сообществу и использованы для более глубокого понимания этого замечательного периода в истории Земли», - Antony Prave, профессор университета Сент-Андреас, Шотландия.

В настоящее время среди геологов существует общепринятое мнение, что событие Ломагунди-Ятулий (повышенное содержание тяжелого изотопа углерода δ13Cкарб в течение продолжительного времени) представляет собой глобальное изменение углеродного цикла между 2,3–2,1 млрд лет, непосредственно связанное с кислородной катастрофой.

На самых ранних этапах развития Земли атмосфера была восстановительной, и содержание метана и углекислого газа было значительно выше, чем сейчас. В протерозое произошло кардинальное изменение углеродного цикла. Фотосинтезирующие бактерии начали производить кислород, который первоначально расходовался на окисление атмосферных углеводородов, железа, растворённого в океанах, и других восстановленных фаз. Когда эти ресурсы были исчерпаны, содержание кислорода в атмосфере стало увеличиваться, что привело к кислородной катастрофе. Результатом кислородной катастрофы стало изменение общего характера атмосферы с восстановительного на окислительный. При этом содержание парниковых газов в атмосфере уменьшилось и началась протерозойская ледниковая эра. В протерозойской ледниковой эпохе было несколько оледенений, и все они сопровождались значительными изменениями изотопного состава углерода осадочных пород. С началом оледенения углерод отложений приобретает резко облегчённый состав, считается, что причина этого изменения в массовом вымирании морских организмов, которые избирательно поглощали легкий изотоп углерода. В межледниковые периоды происходило обратное изменение изотопного состава из-за бурного развития жизни, которая накапливала значительную часть лёгкого изотопа углерода и увеличивала отношение 13C/12C в морской воде (https://ru.wikipedia.org/wiki).

Авторами работы составлена база данных, состоящая из 14 943 опубликованных значений δ13Cкарб: 11 557 относятся к временному интервалу 3,0–1,0 млрд лет, что включает 2038 значений δ13Cкарб из пород, фиксирующих событие Ломагунди-Ятулий по всему миру. Из них 188 представляют собой новые данные по изотопам δ13Cкарб и δ18Oкарб, полученные на образцах карбонатных пород из обнажений туломозерской свиты, содержащей LJE в Онежском бассейне на северо-западе России, в районе д. Райгуба и д. Шунга, и часть керна Онежской параметрической скважины, вскрывшей туломозерскую свиту и нижнюю часть заонежской свиты. Остальные 3386 данных относятся к фанерозойским карбонатным породам.

В данной работе авторы показали, что изменения δ13Cкарб не являются глобальными, а напрямую связаны с фациальными изменениями, т.е. изотопный состав углерода в одновозрастных породах зависит от физико-географической обстановки и условий образования (глубоководные морские осадки, дельтовые накопления, континентальные отложения рек и др.). Авторами сделан вывод, что, событие Ломагунди-Ятулий нельзя рассматривать как часть глобального углеродного цикла и распространять его на территорию всей планеты.

С подробными результатами исследований можно ознакомиться в статье: Prave A.R., Kirsimäe K., Lepland A., Fallick A.E., Kreitsmann T., Deines Yu.E., Romashkin A.E., Rychanchik D.V., Medvedev P.V., Moussavou M., Bakakas K., Hodgskiss M.S.W. The grandest of them all: the Lomagundi-Jatuli Event and Earth's oxygenation // Journal of the Geological Society.
Ромашкин А.Е. Отбор образцов карбонатных пород Дейнес Ю.Е. Отбор проб из керна Онежской параметрической скважины K. Kirsimäe Проведение аналитических работ